Духовный путь. Достоинства христианина

Когда мы вели греховный образ жизни, то находились в плену и рабстве греха. В нашем сознании формировалось рабское мышление. Одна из граней такого рабского мышления – это отсутствие достоинства. Человек с рабским мышлением теряет уважение даже к самому себе.

 

Скачать

 

Сергей Кудрин

Сегодня я хотел бы поразмышлять с вами о таком важном понятии как достоинство христианина. Почему так важно говорить об этом? Мы все с вами являемся людьми, выбирающимися из так называемого рабского мышления. Когда мы вели греховный образ жизни, то находились в плену и рабстве греха. В нашем сознании формировалось рабское мышление. Одна из граней такого рабского мышления – это отсутствие достоинства. Человек с рабским мышлением теряет уважение даже к самому себе. У него нет самоуважения, нет нормальной самооценки. Я не говорю о превознесении или высокомерии, речь идет о здоровой самооценке.

Так было в свое историческое время с евреями, когда они находились в египетском рабстве. Их порабощали, их унижали, и они привыкли к этому. Так и мы привыкаем в жизни к некоторому унижению. Вспомним себя, когда мы входили в кабинет к какому-то высокому начальнику, разве у нас не был приниженный, даже виноватый вид? Это, кстати, еще одна грань рабского мышления — растущее чувство вины, когда я чувствую себя виноватым даже в том, что я хожу по этой земле, в том, что дышу этим воздухом. В частности, я не ощущаю права постучаться в дверь этого начальника, а ведь этот человек для того и сидит на своем месте, чтобы решать наши вопросы. Ведь я не делаю ему одолжение, когда прихожу и обращаюсь к нему, нет, но мы встречаемся как два достойных человека: он как слуга закона и я как человек, вопросы которого он призван решать в силу своего положения. Мы оба должны уважать друг друга. Но ведь наша рабская психология формировалась десятилетиями еще со времен советской власти, и она въелась в нас, как въелась когда-то в евреев. Один мудрый человек сказал, израильтяне вышли из Египта, но вот Египет выходил из них еще долгие десятилетия. А из кого-то не вышел вообще, потому что человек так и не смог освободиться от психологии раба, которую он принял там, в Египте.

Как мы уже говорили, рабская психология выражается в низкой самооценке, отсутствии уважения к себе, слабом осознании достоинства. Она сопровождается растущим чувством вины. Как результат, рождается очень примитивная позиция: надо смиряться, надо принимать все так, как есть. Это бытует во многих религиозных системах и христиане в этом отношении не исключение. У многих бытует совершенно небиблейский подход к происходящим событиям, тебе дали подзатыльник, тебя унизили, — и ты говоришь: «Значит, так было угодно Богу». В этом снова прослеживается психология раба, когда сознание говорит: «Надо смиряться». А с чем смиряться? Это более важный вопрос. Надо принимать все так, как есть. А что принимать? Иногда люди, пытаясь осмыслить такую ситуацию, говорят: «Господь принимает нас такими, какие мы есть!» И вслед за тем, они рассматривают подобное утверждение как позволение грешить. Христианин успокаивает себя тем, что Бог любит всех людей. Да это так, но чтобы это выражение обрело действительно библейский смысл, его надо продолжить. Господь действительно любит нас и принимает нас такими, какие мы есть. Но вслед за тем Бог трудится над нами, чтобы сделать нас такими, какими Он желает видеть нас.

Родители, вы можете видеть, что это примерно так, как в наших семьях? Если я не приму решения заранее на несколько лет вперед прощать моему ребенку его проступки, то моя жизнь будет крайне затруднительной. Ребенок все равно будет причинять мне трудности, он все равно не будет правильным во всем, поэтому-то я и принимаю его с любовью таким, какой он есть. Но при этом я воспитываю его! Я вкладываю все свое отцовское усердие для того, чтобы сделать его таким, каким я хочу его видеть, — до тех пор, пока на него распространяется моя родительская власть.

Итак, рабское мышление, проникнув в сердце человека, покидает его с большим трудом. Одна из проблем современного христианства заключается в слабом осознании достоинства христианина. Например, говоря о женщинах-христианках, которые живут с неверующими мужьями, мы часто встречаемся со следующей ситуацией. Неверующий муж, который ведет себя по отношению к верующей жене грубо, даже по-хамски. Плюс ко всему, он начинает спекулировать на религиозном мировоззрении своей жены. Он говорит: «Там у тебя в Библии написано, что жена должна слушаться мужа как господина». И он начинает вести себя как мелкий собственник, надменный князек. Он начинает требовать, повелевать. Он спекулирует на религиозных взглядах супруги, безусловно, все ставя с ног на голову. И женщины, к великому сожалению, тоже неправильно понимая Слово Божье, позволяют просто-напросто втаптывать себя в грязь. Конечно, не все. Есть такие жены, которые своего мужа за пояс заткнут и заставят под свою дудочку плясать. Это другая крайность.

Не так давно я познакомился с ситуацией, сложившейся у одной верующей женщины, имеющей мужа и трех детей, женщины редкостной красоты. И для меня было ударом, когда я узнал, что муж в тайне от нее гуляет «налево» уже целый год. Трое детей, красивая жена, и не просто красивая, но и послушная, искренне верующая в Господа, любящая и заботливая, — ну что, казалось бы, еще надо! Но у греховной ненасытимости нет предела. Потом я узнал, что ее неверующие односельчане, а дело было в деревне, говорили ей: «У тебя, видимо, совсем нет гордости. Ну, сделай что-нибудь! Что-нибудь такое, чтоб он знал, как творить такие вещи!» Она поступила несколько иначе. Он сказала: «Я христианка. И я ему прощаю». И она продолжала по-доброму относиться к этому человеку. И здесь, как служитель церкви, я понимаю, что это не совсем верная позиция. Человек, совершающий зло, должен понять, у него должно возникнуть осознание, что он может потерять нечто очень важное в своей жизни. У большинства неверующих мужей нет осознания того, что он может потерять эту замечательную жену, эту прекрасную семью. И, к сожалению, в такой ситуации жена, поступая неверно, лишает его возможности получить это важное понимание. Прощение? ? да, безусловно. Отсутствие озлобленности и страстного желания, чтобы человек, причинивший тебе зло, получил заслуженное воздаяние сполна. Да. Но ведь нужно платить определенную цену за разбитое сердце и вымотанные нервы. Даже природа учит нас, если самец хочет обладать самкой, то ему надо приложить определенные силы и старание для этого. А мужчина, человек, не желая понимать эти вещи, приходит и берет — берет на стороне, а потом дома. И у него складывается оскорбительно потребительское отношение к браку. А какова проблема женщины в данном случае? Я повторю: слабое осознание своего достоинства. Я не говорю о гордыне или высокомерии. Речь идет о требовании нормального уважения к себе, как человеку. Ты разбил, ты растоптал — ну надо же что-то сделать, чтоб это было восстановлено!

В некоторых христианских направлениях формируется следующее мнение, что всякое действие власти есть от Бога, и поэтому ему надо подчиняться. И тогда попытка христианина возвысить голос перед властями в свою защиту воспринимается как отсутствие смирения. Надо смиряться… Закон топчет ваши права и достоинство — надо смиряться… Муж гуляет «налево» — надо смиряться… Почему же тогда не смирились Апостолы, когда религиозные власти того времени потребовали от них замолчать и не проповедовать? «Петр же и Апостолы в ответ сказали: должно повиноваться больше Богу, нежели человекам» (Дн. 5:29). Когда Библия утверждает: «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены» (Рим. 13:1), то Писание, прежде всего, утверждает законность самого принципа власти, которым пронизана вся сотворенная Богом вселенная, но не законность конкретных действий представителей власти, которые в некоторых обстоятельствах оказывается инструментом зла, будучи поражены грехом.

Наше смирение должно быть разумным, думающим, рассуждающим. Есть замечательный пример. Это было не так давно, всего несколько десятилетий назад. Известный борец за права чернокожего населения в США Мартин Лютер Кинг, будучи баптистским пастором, не склонил голову в ложном смирении перед существующим в обществе положением. Он не сказал: «Раз притесняют чернокожее население, а власти позволяют это делать, значит, нужно смириться». Друзья, он всю свою жизнь положил на то, чтобы достойно сражаться. Почему? Потому что он осознавал свое достоинство. Он не считал, что он, чернокожий, человек второго сорта. Он сражался, и Бог его благословил, потому что он смог добиться серьезных изменений в отношении общества к этому вопросу даже на государственном уровне. На это он положил большую часть своей жизни, и даже расплатился ею за свои убеждения, так как был убит. Его надгробье до сих пор хранит его страстные слова: «Свободен, свободен, наконец, свободен!»

Смиряться? А с чем смиряться? До какой степени смиряться жене? Завтра ее неверующий муж, спекулируя на Слове Божьем, отправит ее в магазин за водкой, а потом скажет: «Пей со мной! Это говорит тебе твой муж, твой господин и глава! Слушайся!» А потом с пьяных глаз еще и похуже что-нибудь скомандует. Что делать жене? Дорогие друзья, она не обязана слушаться мужа в таких вопросах. Ее смирение должно быть размышляющим. А если он завтра скажет: «Иди, ляг вон под того мужика, денег для семьи заработаешь», что, ей и в этом его послушаться?

Я специально употребляю такие примеры, чтобы они пробили наше сознание: женщина имеет право и призвана осознавать свое достоинство. Она имеет право даже требовать уважительного отношения к себе, как к личности. Я могу сказать, что даже в законных браках порой происходит насилие над внутренним миром женщины. Например, в тот момент, когда муж овладевает своей женой, а она совершенно не хочет этой близости. В такой момент происходит унижение женщины, как личности. Слово Божье говорит о красоте взаимного подчинения и призывает нас к таковому.

К чему же призывает нас Слово Божье? В книге пророка Исаии Господь говорит: «Вот на кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим» (Ис. 66:1-2). Человек трепещет перед Словом Бога, соглашается с ним и смиряется перед ним. Апостол Петр сказал: «Итак смиритесь под крепкую руку Божию, да вознесет вас в свое время» (1 Пет. 5:6). Итак, нам предлагается прежде всего смиряться со взглядом Бога, даже если это идет вразрез с внешними обстоятельствами или человеческим мнением. С этой точки зрения я могу сказать, что высочайшая форма смирения, библейского смирения,это смирение с той судьбой, которую определяет нам Бог. А какую судьбу определяет нам Господь? Это исцеление духовное и физическое, это служение Богу, это полнота и гармония жизни восстановленной Богом.

Не так давно к нам приезжал благословенный служитель из США Боб Сордж, перу которого принадлежат замечательные книги и одна из них переведенная на русский язык «Огонь задержанных ответов». Он рассказал свою жизненную историю. Он был человеком, который находился в расцвете своего служения: пастор растущей церкви и лидер прославления, когда к нему пришла беда, и он однажды потерял свой голос. Что такое для проповедника потерять голос? Это все равно, что для водителя остаться без машины. Это все равно, что крестьянину остаться без плуга. То есть, без самого главного жизненно важного инструмента. Смирился ли он с этим? Нет, он не смирился. Он проповедовал в нашей церкви с помощью специального микрофона, поднося его очень близко ко рту и говоря напряженным шепотом. До этого ему нужно несколько часов молчать, потому что иначе его голосовые связки не выдержат такой нагрузки. Когда он так служит, то каждое слово дается ему с болью. Но, несмотря на такое положение дел, он получает большое количество приглашений со всего мира, у него напряженный график поездок, и мы благодарны, что он смог приехать к нам, потому что для нас это стало настоящим благословением. Когда он говорит, то его слово особо касается сердца, он удивительно глубоко передает Божьи истины, пережитые им самим. И одна из них — он продолжает ждать исцеления. Он ждет уже десять лет и верит, что оно может прийти сегодня или завтра, а может быть через несколько лет. Он не опускает в бессилии руки, но активно живет, оказавшись в обстоятельствах, которых не может изменить. И лучше умереть в ожидании долгожданного ответа от Господа, чем смириться с существующим ходом обстоятельств!

Как порой бывает в нашей жизни. Мы поехали на богослужебное собрание, и прямо перед нами закрылась дверь подошедшего автобуса. Обычный ход мыслей может выглядеть так: «Господи, а может быть, это значит, что мне не надо быть на этом собрании? К тому же дома столько много дел». Мы ехали, чтобы помочь другу, брату или сестре, и вдруг пошел дождь — а может быть Богу и не надо, чтобы я там находился. По жизни чаще всего мы склонны так быстро сдаваться. Трудность еще далеко, а у нас уже опускаются руки, и мы готовы отказаться от усилий и напряжения.

В чем же заключается библейский подход к смирению? Я смиряюсь, прежде всего с Божьей волей, и если внешний ход обстоятельств подводит меня видимым образом к принятию позиции Бога, то я готов согласиться с этим. Мы читаем слова Иисуса Христа в Евангелие от Луки, когда Он выступает на своем публичное служении: «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедывать лето Господне благоприятное» (Лк. 4:18–19). Друзья, это наша судьба в Богебыть счастливыми. Это наша судьба в Богебыть исцеленными. Быть плодоносными, быть успешными! И если жизненные обстоятельства не располагают нас к этому — это не наша судьба. Я хочу смиряться с правдой Божьего Слова, как смирялся апостол Павел. Бог определил ему быть апостолом, но сам Павел не почитал себя достойным называться апостолом Иисуса Христа. Его смирение выражалось в том, что он, соглашаясь со словом Бога, принимал это звание и старательно служил, чтобы его оправдать. Это самая высокая форма смирения ? смирение с Его Словом.

Последние годы у меня имеется достаточно серьезная проблема со спиной. Но обычно я говорю: «Слава Богу, что мое состояние не хуже, чем есть». Люди оказываются в инвалидных колясках, лишаются гораздо большего. Да, мне приходится тратить время на специальную гимнастику, регулировать образ жизни и это доставляет определенные неудобства. Но я не оставляю мысли о том, что уже завтра я могу быть исцелен Господом. Я рад, когда люди молятся за меня, но в тоже самое время я не бегу за исцелением на край земли и не ищу, чтобы какой-либо особенный служитель помолился за меня непременно с возложением рук. Я знаю, что Бог определяет пути исцеления, и продолжаю ждать этого в смирении.

Поговорим о таком явлении как внутренний протест против видимого порядка. Судьба от Господа и смирение с ней — все это не так-то просто приходит в нашу жизнь. Часто нам приходится двигаться именно против обстоятельств, выражая протест, как форму внутреннего несогласия с определенной позицией. В какой степени протест совместим со смирением?

Обратим внимание на слова из 1 Книги Царств, 17 глава, стихи 26–28, где описывается бой Давида с Голиафом. Вспомним предысторию. Стоят израильские войска, доблестные и профессиональные воины, а напротив них ? многочисленная филистимская армия. В те времена было принято, что два воина, сразившись в личной схватке на виду у своих армий, могли решить судьбу всей битвы. Победа одного солдата признавалась как победа всей армии. Из рядов филистимлян выдвинулся Голиаф, огромный человечище, просто как древний великан: три с лишним метра ростом, тогда были такие люди, весь закованный в броню. Он выходит и начинает поносить Израиль крайне оскорбительными и унизительными словами. И ни один из израильских воинов, сильных, смелых, профессиональных солдат, не решился выйти и сразиться с этим чудовищем. Они стояли в оцепенении, объятые страхом, не решаясь, что-либо предпринять.

Это так похоже на нашу жизнь. Кто-то оскорбляет нас, кто-то унижает, кто-то выливает грязь в наш адрес, и со временем мы привыкаем к этому. Мы привыкаем ходить с раздавленным внутренним миром, теряя свою внутреннюю цельность. А наша защита приобретает такой же жалкий вид, сказанных в компании подобных нам людей слов бессильного возмущения плохой жизнью и испорченными людьми, частью которых, кстати, мы сами и являемся.

Итак, воины в страхе не могли ничего сделать. И вот там оказывается юный Давид, пастушок Давид, который в свои годы уже знал, что такое действие Божьего духа. Он выходил в своей жизни против льва, против медведя и поражал их — просто для того, чтобы защитить овец, когда он их пас. В эти моменты не было зрителей, как говорят «На миру и смерть красна», никто не мог оценить подвига этого юноши.

И вот Давид услышал дерзкую речь филистимлянина, и в нем зашевелилось осознание собственного достоинства. Его речь была очень скромной, но достойной: «Кто этот необрезанный филистимлянин, который поносит воинство Бога живого?». И как же отреагировали на слова Давида окружающие, это была реакция его родных братьев? «И сказал Давид людям, стоящим с ним: что сделают тому, кто убьет этого Филистимлянина и снимет поношение с Израиля? ибо кто этот необрезанный Филистимлянин, что так поносит воинство Бога живаго? И сказал ему народ те же слова, говоря: вот что сделано будет тому человеку, который убьет его. И услышал Елиав, старший брат Давида, что говорил он с людьми, и рассердился Елиав на Давида и сказал: зачем ты сюда пришел и на кого оставил немногих овец тех в пустыне? Я знаю высокомерие твое и дурное сердце твое, ты пришел посмотреть на сражение» (1 Цар. 17:26–28). Даже близкие люди не увидели истинных мотивов Давида и сочли проявление достоинства за элементарное высокомерие, а сердце назвали дурным. Какая сердечная слепота!

Позвольте, а разве в нашей сегодняшней жизни так не происходит, когда человек идет против обстоятельств, с которыми соглашается большинство окружающих людей? Если человек сопротивляется жизненному течению и не хочет плыть по нему, он неминуемо услышит в свой адрес: ты что самый умный что ли? Тебе больше всех надо? Все люди как люди, а тебе все чего-то неймется. Успокойся и живи как все. Но человек не успокаивается. Он берет пример с людей, которые достигают в своей жизни чего-то значительного наперекор внешним обстоятельствам. Я знаю одного брата в церкви — ну нет в нем чего-то значительного по сравнению с другими. Однако он старается служить людям, и в церкви его начинают уважать все больше, люди обращаются к нему за советом, за поддержкой. А ведь внешне в нем нет чего-то особенного. Но он, не обращая на это внимание, двигается вперед.

Давид возвысил свой голос, и ему бросили упрек: ты высокомерный человек. Но мы знаем, как все это закончилось: один на один, против этого страшного Голиафа ? а обстоятельства в нашей жизни могут быть очень пугающими ? он победил. Бог даровал ему победу. Но ведь он был не царь и не профессиональный воин — так что же двигало этим человеком? Только одно: он понимал, кто он такой перед Богом и что ему надо исполнить! Он не смотрел на свою пастушескую одежду, он не смотрел на свой возраст, — а это могло бы его остановить, как это пугает нас сегодня. Кто-то говорит: я уже слишком старый человек, мне тяжело, у меня руки трясутся, голова плохо работает. Кто-то говорит, что он еще слишком молод. Так когда-то пророку Иеремии Господь сказал в ответ на его возражение: «Не говори: «я молод»; ибо ко всем, к кому пошлю тебя, пойдешь, и все, что повелю тебе, скажешь» (Иер. 1:7).

Давид понимал, кто он такой перед Богом, и, выйдя на поединок с Голиафом, он победил. Читая Библию, мы постоянно видим протест против видимого порядка, против внешних обстоятельств, потому что именно так движется вера. Так было и с Гедеоном, одним из судей Израиля. Однажды он просто пахал на поле и к нему подошел Некто. Гедеон не знал, что это ангел Господень, и ангел сказал ему: «Господь с тобою, муж сильный!» (Суд. 6:12). Какова реакция Гедеона: «Гедеон сказал ему: господин мой! если Господь с нами, то отчего постигло нас все это? и где все чудеса Его, о которых рассказывали нам отцы наши, говоря: из Египта вывел нас Господь?» (Суд. 6:13). Этот человек выразил свой внутренний протест, он не смирялся с обстоятельствами зависимого, рабского положения Израиля. Ему можно было бросить упрек – ты высокомерный человек, Гедеон! Смирись с теми обстоятельствами, в которых ты оказался волей судьбы! Но он хотел соглашаться, прежде всего, с позицией Бога, выражаемой в Его великих деяниях в судьбе Израильского народа.

Апостол Павел во Втором послании к Коринфянам выразительно рисует картину того, о чем мы с вами сегодня говорим. «Ибо вы, люди разумные, охотно терпите неразумных: вы терпите, когда кто вас порабощает, когда кто объедает, когда кто обирает, когда кто превозносится, когда кто бьет вас в лицо. К стыду говорю, что на это у нас недоставало сил. А если кто смеет хвалиться чем-либо, то, скажу по неразумию, смею и я» (2 Кор. 11:19–21). Апостол произносит эти слова с горькой иронией, он вздыхает и печалится оттого, что видит в коринфянах именно этот недостаток – недостаток осознания собственного достоинства. Да, апостол Павел, совершая дело Божье, однажды был побит и вынесен практически мертвым за город, но там Божий Дух прикасается к нему и он встает и идет. Но это не был его собственный выбор – быть побитым. О чем же говорит апостол Павел в письме к коринфянам? Он не хотел оставаться в той среде, где к нему относятся по-хамски или потребительски. Он не хотел поощрять таких вещей своим недолжным, позволительным отношением, он занимал ясную позицию против наглости и потребительского отношения. И он говорит: «Вы охотно терпите такое отношение к себе, а у меня нет сил на это».

Одним из величайших признаков апостольства Павла было его огромное терпение. А в данной ситуации он говорит, что ему не доставало силы терпеть? Как это понять? Конечно, терпения у него было достаточно, больше, чем у каждого из нас. Вопрос в другом, это было его внутреннее решение, когда он не хотел терпеть. Он не позволял так относиться к себе. И это не потому, что он был высокомерным человеком, но потому, что видел в таком отношении зло и не хотел участвовать в этом зле. Мы же порой, переживая недостаток осознания своего достоинства, позволяем. И при этом думаем, что это и есть то самое смирение и терпение, к которому призывает нас Господь. Немало спекуляций происходит на известный стих из евангелия от Матфея: «Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую» (Мф. 5:38–39). Часто неверующие люди стараются зацепить христиан этими словами с целью позволения грубости в адрес верующего человека. А у апостола Павла мы видим, что «когда кто бьет вас в лицо…» то, он не хотел этого терпеть. Что же это, очередное противоречие в Священном Писании? Конечно же, нет. Когда Иисус говорит: «Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб», то речь идет об утверждении закона справедливого воздаяния. И далее Христос продолжает: «…не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую». А в другом месте писания уже апостол говорит: «Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» (Рим. 12:21).

Иисус дает принцип: «не противься злому». Каким образом мы призваны не противиться злому? Зачастую, когда в нашу жизнь приходит что-то плохое, мы склонны считать, что это не должно быть от Господа, нам кажется, что с нами произошло что-то странное. Апостол Петр обращается в своем письме: «Возлюбленные! огненного искушения, для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь, как приключения для вас странного» (1Пет. 4:12). Иначе, когда в вашу жизнь пришло зло, когда оно повредило вам, не считайте сразу же, что вы непременно что-то сделали неправильно, что с вами произошло что-то из ряда вон выходящее. Не окажитесь заложниками ложной идеи преуспевания, которая предполагает, что если у тебя все хорошо и все получается, значит, Господь с тобой. Если же что-то не складывается в жизни, то это непременно значит, что у тебя духовные проблемы. Господь же говорит: «не противься злому». Это не значит, что ты должен сказать злу: «Добро пожаловать!». Но занять правильное положение по отношению к злу и не сопротивляться, когда оно приходит в нашу жизнь, но мужественно согласиться и пройти через это. Когда пришли дни страдания Христа, дни Его распятия, то Он не сопротивлялся тому злу, которое пришло в Его жизнь. Он мужественно испил чашу, уготованную Ему Отцом до дна, и показал в этом величайший пример в поддержку и утешение всем тем, кто будет веровать в Него.

Апостол Павел говорит о том, чтобы мы не позволяли наглого отношения к себе. Мы призваны воспитывать в людях уважительное отношение друг к другу. Это важная грань библейского порядка. Недавно я посмотрел современную экранизацию фильма «Троя». В этой картине есть один момент, когда известный царь Трои приходит к героическому Ахиллесу, накануне убившему в поединке его горячо любимого сына Гектора. Оба, и Гектор, и Ахиллес, были великими воинами своего времени. И вот царь-отец приходит к Ахиллесу просить тело своего дорогого сына, чтобы в соответствии с древним обычаем оказать ему подобающие почести при погребении. У царя и Ахиллеса складывается диалог, в котором отец говорит Ахиллесу: «Да, ты мне враг, и останешься моим врагом! Но и врагов можно уважать». Эти слова очень запомнились мне. И я бы добавил, что врагов не только можно, но и нужно уважать. Исследуя Священное Писание можно увидеть, что это библейская истина. Послание Иуды передает нам: «Михаил Архангел, когда говорил с диаволом, споря о Моисеевом теле, не смел произнесть укоризненного слова, но сказал: да запретит тебе Господь» (Иуд. 1:9). Один из высших ангелов, архангел Михаил сохранял уважительное отношение, когда разговаривал с дьяволом. Как это не похоже на то, что порой происходит в нашей жизни! Некоторые христианские течения исповедуют крайне неуважительное отношение к дьяволу и другим представителям враждебного человеку мира, а ведь это совершенно не соответствует правде Божьей. Да, это враг, но это достойный враг, с которым Библия призывает нас не в шутку, а серьезно сражаться. Даже ангелы демонстрируют уважение к этой личности, а ведь Библия учит нас, что наше положение превосходит положение ангелов. Когда Иисус исцелял бесноватого, изгоняя из него целую армию бесов, эти бесы осмелились просить у нашего Господа позволения войти им в стадо свиней. Что ответил им Иисус? «Да ваше место только в аду!»? Нет, Он ответил на их просьбу положительно. Сам Господь продемонстрировал нам пример уважительного отношения к врагу.

Если же говорить о церкви, то тем более это имеет отношение к нам. Библия учит нас уважительному отношению друг к другу: «Будьте братолюбивы друг к другу с нежностью; в почтительности друг друга предупреждайте» (Рим. 12:10). Часто ли мы относимся к братьям и сестрам с нежностью и предупредительной почтительностью? А Библия продолжает: «Почитай отца твоего и мать, это первая заповедь с обетованием: да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле» (Еф. 6:2–3). Вы знаете, я своих детей воспитываю в уважительном отношении ко мне и моей жене не потому, что я такой крайне требующий к себе внимания человек. Я не пропущу мимо ушей, если моя дочь скажет маме что-нибудь из того, что ребята обычно говорят друг другу в детском саду. Я не допущу такого панибратского отношения к родителям, потому что понимаю, насколько это важно научить человека уважительному отношению и не только к родителям, но и к окружающим людям, к братьям и сестрам, к служителям в церкви. Это приобретает особую важность в церковных отношениях. Если мы, видя человеческое несовершенство служителя церкви, перестаем уважительно относится к нему, мы серьезно ошибаемся. Почему одним из ярких достоинств православной церкви является крайне почтительное отношение прихожан к священнику. Я помню, как православно настроенные люди, уважая меня как священнослужителя, ухватывали мою руку и целовали ее. Мне, конечно, сложно было отнять в тот момент руку, да это было бы и неправильно. Может быть, это крайность, но в ней заложено верное библейское отношение – почтение к служителю Божьему. Друзья, мы призваны воспитываться в уважительном отношении друг к другу.

Итак, можно сказать, что достоинство христианина заложено не в видимом порядке вещей: какие мы есть, как мы одеваемся, где живем, какое образование имеем. Хотя это не значит, что подобными вопросами мы должны абсолютно пренебрегать. Речь идет о приоритетных задачах и сердечных ценностях. Однажды мне довелось пережить весьма интересный опыт, который в большей степени свойственен пасторскому труду. Я находился в квартире моих друзей, которые серьезно и искренне служат Господу. Жили они на тот момент в обычном бараке: муж, жена и двое детишек. Мы с женой очень дружим с этими людьми. Мы общались, а потом поехали на благословение и освящение квартиры членов нашей церкви, которые не так давно въехали в новое жилье. Это была весьма обустроенная в соответствии с современным дизайном квартира и достаточно обеспеченные люди. И я должен был молиться за них, за мир и уют в их доме. Мне предстояло радоваться вместе с ними, и это требовало некоторого внутреннего напряжения на фоне контраста с тем домом, откуда мы только что приехали. Безусловно, у меня в голове пульсировала мысль: «Господи, почему же такая разница? Почему одним Ты даешь богатство, и они благодарят Тебя за то, что у них есть. А там, верные Тебе люди живут в крайне плохих условиях». Я совершенно далек был от мысли упрека в адрес Бога, но все это для меня было очень непросто.

За всем этим, друзья, мы можем рассмотреть ту невидимую часть, которая и называется «достоинство». От чего оно зависит? Я хочу еще раз подчеркнуть: оно не зависит от видимого порядка вещей и внешнего хода обстоятельств. Наше достоинство зависит только от осознания нашего положения во Христе Иисусе. Один Божий человек разговаривал с дерзким грешником, и, когда множество аргументов было уже исчерпано, он сказал: «Пойми, ты только потому и ходишь по этой земле живым и здоровым, что церковь Божья, и я как святой человек, продолжаем молиться за тебя». Мы порой не представляем, насколько жизнь нашего города зависит от того, что происходит в церковной жизни. Недавно я был в городской администрации и разговаривал с женщиной, которая очень уважительно относится к церкви. И она, хоть и с улыбкой, но вполне искренне просила: «Не забывайте благословлять нас, не забывайте благословлять правителей, ведь это так важно». Возможно, эта женщина – из числа немногих, кто это понимает.

Иисус Христос стоял перед Понтием Пилатом ? истерзанный, оплеванный, униженный. Евангелие от Иоанна повествует нам: «Пилат говорит Ему: мне ли не отвечаешь? не знаешь ли, что я имею власть распять Тебя и власть имею отпустить Тебя? Иисус отвечал: ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше; посему более греха на том, кто предал Меня тебе. С этого времени Пилат искал отпустить Его» (Ин. 19:10–12). Пилат, как представитель земной власти утверждает, что от его решения зависит судьба Иисуса сейчас. Иисус же, избитый, измученный, преданный, но не сломленный, с величайшим достоинством дает понять римскому наместнику весьма трудную для него истину, что жизнь Пилата зависит от Него, но не наоборот. Что удивительнее всего, что даже в этих словах и в этом положении дышит не богословская правильность, а Его глубочайшее человеколюбие. Друзья, наша жизнь зависит не от окружающих людей, не от внешних обстоятельств. Наша жизнь зависит от Великого Бога, в руке которого и люди, и обстоятельства. Нам важно осознавать эту красивую и глубокую зависимость, чтобы лишенное всякого высокомерия и превознесения наше христианское достоинство возрастало день ото дня. Когда мы принимаем вечерю Господню, размышляя о Крови и Теле Иисуса Христа, то в образе распятия для нас раскрывается пример величайшего достоинства. Достоинства, которое до сих пор не понятно евреям, потому что «Он для иудеев соблазн», они до сих пор не верят, что Христос и есть тот самый Мессия, Который пришел для того, чтобы дать настоящую свободу избранному народу Израиля. Язычники в свою очередь недоумевают: как можно верить в Бога, Который не смог защитить Сам Себя?! «А мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие» (1Кор. 1:23). А для нас, призванных и избранных Богом, — величайший образец христианского достоинства. Даже когда наступает зло, надо помнить: оно не в силах лишить тебя самого главного, и не твоя жизнь зависит от окружающего мира, но наоборот — от того как ты стоишь в Боге, как ты молишься, зависит жизнь вокруг тебя. Мы призваны воспитывать людей в уважительном отношении к Богу и к себе и, когда это необходимо, мы можем даже требовать этого уважения, только пусть это требование будет достойным, будь то с церковной кафедры или в личных взаимоотношениях. И да благословит нас Господь в осуществлении этих важных истин в нашей жизни.


Комментарии

Оставить комментарий

  • * Обязательные для заполнения поля.
Имя: *
Электронная почта: *
Город:
Сообщение: *
If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.