Духовный путь. Страдания для освящения

Трудно найти однозначный ответ на вопрос, случайны ли трудности и страдания в нашей жизни. Будет намного легче получить ответ, если мы верим, что любящий Отец пристально следит за нами, и мы дорого достались Ему, чтобы Он так просто позволил тем или иным бедствиям войти в нашу жизнь. Какова же цель этих страданий, и стоит ли нам соглашаться на тот путь, который предлагает нам Господь в Своей неизмеримой любви.

Скачать

 

Павел Желноваков

Все мы нередко задавали вопрос себе и Богу и намного реже получали на него ответ: «Господи, что происходит в нашей жизни? Мы, кажется, уже нормальные христиане, мы примирились с Тобою. Мы, сколь это возможно, не грешим или стараемся почти не грешить. Но почему-то в жизнь время от времени проникают какие-то страдания, проблемы, которым, кажется, нет даже основания». Но вот они пришли и все. Молишься, молишься, а такое ощущение, что как каменная стена перед тобою, — ничего не происходит. Начинаешь активнее молиться и ситуация, кажется, еще усугубляется. И думаешь: «Может, не надо было молиться. Может быть, оставить все просто так и оно как-то перемелется само собой?»

Весьма трудно порой дать ответ на вопрос, — случайны или нет все эти трудности и встряски в нашей жизни. Будет намного легче получить ответ, если мы верим в то, что любящий Отец пристально надзирает за нашей жизнью и мы дорого достались Ему, чтобы Он просто так позволил тем или иным бедствиям придти в нашу жизнь. И желание моего сердца попытаться сегодня вместе с вами посмотреть на одну из граней различных потрясений, приходящих в нашу жизнь, чтобы понять,— какова их величественная цель, и стоит ли нам соглашаться на тот путь, который предлагает нам Господь в Своей неизмеримой любви.

Я предлагаю прочитать текст, который на первый взгляд покажется в меру непонятным, а может, и странным.

«Моав от юности своей был в покое, сидел на дрожжах своих и не был переливаем из сосуда в сосуд, и в плен не ходил; оттого оставался в нем вкус его, и запах его не изменялся. Посему вот, приходят дни, говорит Господь, когда Я пришлю к нему переливателей, которые перельют его и опорожнят сосуды его, и разобьют кувшины его» (Иер. 48:11-12).

 Мы не будем глубоко изучать историю этого народа. Его уже давно нет. Нам важен анализ судьбы этого народа, который производит Господь говоря: «Он всегда был в покое, проблем с ним каких-то не было. Он был как запечатанный сосуд, и поэтому в нем оставался его вкус и запах. Меня это не устраивает. Поэтому Я пришлю к нему переливателей, которые и изменят ситуацию. Они разобьют то, что запечатано, и начнут переливать что-то из сосуда в сосуд, и нечто должно произойти». Что произойти?

Мы попытаемся ответить на этот вопрос в процессе нашего разговора. Но прежде всего несколько об истории возникновения этого народа. Она описана в 19 главе книги Бытие. Господь спас из Содома известного нам человека из Библейской истории по имени Лот. К сожалению, его зятья не пожелали с ним спастись. Жена оказалась слишком привязана к старому образу жизни и оглянулась назад, чтобы увидеть, как погибает этот развращенный город. Библия говорит о том, что она стала соляным столбом. Спаслись только Лот и двое его дочерей. Дух развращения этого города оказался столь велик, что однажды эти дочери сказали: «Вот у нас проблема: мужей у нас нет. Потомство иметь хочется. Давай-ка отца своего напоим вином и переспим с ним». Так и сделали. И одна, и вторая. И появилось у них потомство, которое стало родоначальниками двух народов: моавитян и аммонитян, которые всегда были врагами Божьего народа.

Для нас Моав важен как образ. Моав — это соединение того, что имеет на себе печать Божьего благословения, т.е. Лота, с человеческим, дурно пахнущем грехом. Это соединение чистоты и нечистоты. И в конечном итоге появляется такая гремучая духовная смесь, которая имеет в дальнейшем тяжелые последствия. Я думаю, что это всегда было проблемой христианства.

Дьявол ходит, как говорит Библия, как рыкающий лев, стараясь постоянно внести в христианскую среду что-то такое, что дурно пахнет и имеет недобрый вкус. При этом он старается внушить нам: «Нет-нет, вы Божьего не оставляйте. Нет-нет, вы продолжайте ходить в собрание. Вы молитесь Богу. Вы обязательно читайте Библию. Только читайте ее после того, как поссоритесь с мужем или женой. Во время же собрания, перед тем, как начнете слушать, вы с соседкой немного посудите ближнего. А перед тем, как начнете говорить о святости Божьей, минут 20 поговорите о рынке, о том, что там продают, что покупают, как удачнее перехитрить продавца или покупателя… Христианин — это правильно, это очень хорошо. Но только ведь нельзя же быть таким христианином, ты ведь нормальный человек, поэтому будь 50 на 50». Это и означает породи на свет Моава. Сделать так, чтобы твоя христианская жизнь, была такая: и вашим, и нашим. Чтоб она «устраивала» и мир, и Бога.

Но так не может быть. Иисус однажды внятно сказал: «Невозможно служить двум господам». Невозможно двигаться в двух разных направлениях. Это известно нам даже из истории народной мудрости.

Итак, Господь, приводя историю Моава, говорит: «В нем сохранился его запах». Я думаю, вы понимаете, какой там был запах. Если это было выше означенное соединение, то в конечном итоге это произвело такое зловоние! Это, знаете ли, как сильно пропахшего потом человека, побрызгать французскими духами. Боюсь, что вы рядом с этим человеком не устоите и пяти минут. Возможно, вы дадите ему любую сумму, чтобы он только ушел от вас.

Наверное, мы с этим согласимся. Дорогие друзья, когда мы пришли к Богу, в нашу жизнь вошел Дух Божий. Ну а мы-то разве стали с вами в одно мгновение хорошими? Мы что, сразу вернулись домой, принося букет роз жене: «Милая моя, я каюсь, я виноват перед тобою с головы до ног. Я готов теперь тебе ноги целовать!» И все мы сразу стали такими хорошими, такими правильными... Возле нас стоять отныне — одно наслаждение. И наши лица такие правильные, христианские лица. Совсем как на иконах.

В жизни так не бывает! Мы обнаруживаем, как нередко нам трудно бороться со старыми привычками. Да, во мне живет уже нечто новое и это новое властно влечет вперед по пути Божьего освящения. А старое хватает за пиджак и тянет назад: «Милый, ты куда? Ты разве забыл, что у нас «проблема» сегодня запланирована?» Новое влечет меня вперед, а старое тянет меня назад. И мы удивляемся и говорим: «Дьявол, уходи!». А его, может быть, и нет там. Это я сам. Я, старый человек, который пропах запахом этого мира. Если мы долго ели с вами чеснок, чем мы будем пахнуть? Парным молоком, да? Или все-таки чесноком? Если я ел его 20 лет и только один день ел булочки с маком, боюсь, что запах чеснока не выветрится.

Да, я двигаюсь по пути изменения. Но это процесс. В нас, людях, сохраняется наш старый запах, наш старый вкус. И тогда, когда мы забываем, что нам надо бодрствовать, боюсь, что разговариваем ничуть не лучше, чем человек этого мира. Я помню старую историю, когда священник сидел на крыше, забивая гвозди, а двое мальчишек внимательно наблюдали снизу. Он заинтересовался, и спрашивает: «Дети мои, вы что там делаете?» Они говорят: «А мы слушаем, что скажет батюшка, когда попадет молотком по пальцу». Возможно, они услышали бы, примерно тоже, что говорят многие люди, потому что это старый вкус человеческий.

Когда христианин не бодрствует, он может говорить также дерзко, как и люди этого мира. Он может также сказать в троллейбусе: «Ну что ты стоишь, как вкопанный!» Может жене сказать: «Чтоб ты провалилась!» Или жена может сказать мужу: «Я жалею о том, что вышла замуж за тебя. Будь проклят тот день, когда я тебя встретила!» Это могут сказать христиане. Они могут сказать своему ребенку: «Как ты, свинья, мне надоел!», потому что в нас живет наш естественный, «плотской» запах. В нас живет наш старый вкус. «Плоть» у всех одинаковая! И иногда мы, сталкиваясь с такими христианами, шарахаемся и говорим: «Неужели это христианин?» Да, он христианин — не бодрствующий христианин. Или христианин, за которого Господь еще всерьез не принялся для того, чтобы привести его в порядок. Он находится в «покое», как и Моав.

Бывая за границей, я встречал многих людей, у которых все в «покое». Мы иногда бывали в таких домах, где я невольно думал: «В раю лучше будет или примерно также?» Но когда мы начинали разговаривать о Боге, о жизни, нередко слышал: «Мы не рады тому, что у нас есть все, потому что все больше начинаем понимать: нам Бог не очень нужен. У нас есть хорошая система страхования, поэтому не надо молиться о проблемах с машиной, жильем — страховая компания оплатит».

У многих людей есть хороший концентрированный запах плоти. У нас в квартире, которую мы арендовали, стоял старый холодильник, который хозяева еще не забрали. Однажды мы вынуждены были его переставлять и я случайно открыл дверь. Первое, что я подумал: «Хоть бы не упасть». Что там держали — не знаю. Но это был такой густой, настоявшийся запах. Я скорее его закрыл и сказал: «Дети, никто его не открывайте, пожалуйста. Я вас очень прошу».

Как бывает в нашей жизни? Иногда, если окна нашей души приоткрываются хотя бы немного для Божьей святости и благодати и там гуляет Божий ветерок, выдувая оттуда что-то, что дурно пахнет, рядом с нами еще как-то ничего. Но если мы долго не бодрствовали, занятые самими собою, наглухо закрывши в своей гордыне сердца, тогда крутой, настоявшийся запах нашей «плоти», непременно дохнёт на ближнего. Я иногда после бесед с некоторыми людьми, которые исповедуются, говорю: «Господи, хоть бы воду горячую не отключили, мне хотелось бы принять душ», потому что такое зловоние несет от человеческого сердца. Хорошо, если человек кается в этом. А если он просто обвиняет кого-то другого?! Вы знаете, честно вам говорю: хочется принять душ после этого. Это такой густой, настоявшийся запах человеческой пошлости и моральной грязи, замешанной на гордыне.

Но у Господа есть великое желание. Он не собирается нас держать с таким запахом. Он собирается сделать из нас что-то серьезное. Святой апостол Павел открывает нам интересную картину в отношении того, что желает сделать с нами Господь:

«Но благодарение Богу, Который всегда дает нам торжествовать во Христе и благоухание познания о Себе распространяет нами во всяком месте. Ибо мы Христово благоухание Богу в спасаемых и в погибающих: Для одних запах смертоносный на смерть, а для других запах живительный на жизнь. И кто способен к сему?» (2 Кор. 2:14-16).

Дорогие друзья, оказывается, Господь желает совершить в нас что-то удивительное. Он собирается дать нам другой запах, живительный запах жизни, запах Божьей любви, запах уважения и почтительности к человеческим судьбам. Он желает вложить в нас Свое благоухание, с тем чтобы мы распространяли это благоухание познания Господа на всяком месте. И кто способен к этому?

Мы иногда удивляемся: Господь, почему люди не идут ко мне? Почему на меня наваливаются различные проблемы? Мне иногда приходится встречать людей, которые являются какой-то «клоакой» различных сплетен. К ним эти сплетни буквально прилепляются. Я им иногда задаю вопрос: «А вы не задумывались, почему они приходят именно к вам? Вот ко мне не приходят эти сплетни, а к вам почти летят!? Может, у вас ухо такое большое и на этом ухе специальный какой-то опознавательный знак, что все сплетники знают: надо с этой сплетней идти к этому человеку?»

Дорогие друзья, как вы думаете, пчела на что сядет: на тухлое мясо или на красивый цветок? Что ей свойственно? Вы ведь хорошо знаете, что садится на дурно пахнущее? Конечно, мухи! Они везде летают и все с собою носят. Про таких мух однажды сказал Соломон, что «мертвые мухи портят и благовонную мазь мироварника». Если от человека дурно пахнет, будьте уверены, что к нему будет слетаться всякая гадость: сплетники, болтуны, любители рассказов с «клубничкой» и т.д. Они его вычислят издалека и скажут: «Да этому человеку все можно рассказать. Ну, он для начала минут пять «поломается», что мы, ну вроде как христиане, нам не прилично об этом говорить. Давай не будем говорить… ну-ну, говори, говори дальше, что там было интересного?» Потому что в духовном мире от него дурно пахнет. Он не избавился от этого запаха, и поэтому к нему все сплетники и болтуны будут иногда со всего города сходиться. Потому что мухи летят на то, что дурно пахнет. Духовных проблем при этом просто не избежать!

Но если мы хотим, чтобы к нам слетались люди, которые живут духовной жизнью, то надо чем-то другим благоухать. На цветочек летят пчелы, бабочки. Может быть, от нее проку особенного нет, но, во всяком случае, она красивая и заразы с собой не носит. Итак, Господь желает сделать из нас людей, которые пахнут Христовым благоуханием. Что Ему для этого надо сделать?

Я думаю, что все мы согласимся с тем, что если комната наглухо была закрыта на 20 лет и никогда не проветривалась, то первое время находиться там невозможно. Если есть сосуд с какой-то остро пахнущей жидкостью, никогда этот запах не исчезнет, если этот сосуд будет закрыт пробкой и еще полит сургучом. Это невозможно. Он должен быть открыт. Более того, желательно, переливать эту жидкость из сосуда в сосуд, а еще лучше сделать так, чтобы эта жидкость никогда не попала в старый сосуд. Лучше вообще разбить его. И тогда уже сама судьба велит этому запаху скоро испариться.

Что делать Господу, когда Он смотрит на нас? Когда слышит наши слова? Мы же христиане и знаем Божью правду. Мы знаем, какими мы должны быть, но время от времени старое так и «прет» наружу. Уж тогда не попадайся никто под руку, достанется всем: правым и виноватым. Семья — это яркий выразитель нашего истинного лица, каким оно есть на самом деле. Бог не хочет согласиться с этим положением. Он говорит, что подобный запах может сохраняться до тех пор, пока человек пытается сохраниться в покое. Пока в его жизни не происходит каких-то проблем. Мы прочитали об этом у пророка Иеремии: «Моав от юности своей находился в покое». В плен не ходил, проблем с ним никаких не было. Поэтому в нем сохранялся его вкус и сохранялся его запах.

Поэтому Бог позволяет в нашу жизнь придти различным трудностям и страданиям. Помните, о чем учили апостолы? Огненного искушения, которое приходит в нашу жизнь, как явление, кажется, странное, — не бойтесь. Вот это искушение, это испытание призвано переплавить нас, чтобы все лишнее и недоброе исчезло. Чтобы нам выйти красивее, лучше и драгоценнее золота, которое испытывается в огне. Так учит Священное Писание. Поэтому Господь посылает в нашу жизнь различных переливателей, которые нередко разбивают кувшины наших судеб, и мы говорим: «Господь, я — банкрот! Мне не на что больше надеяться. Меня нет, есть только одна оболочка». Возможно, для кого-то это деньги, крепкий кулак, хороший дом, мощные металлические запоры, «надежные» друзья…

Когда-то Господь говорил о надежде еврейского народа на Египет. Когда же они на него облокотились, он, как острая трость, проколол им руку. Надежда человеческая суетна. И более того, Библия говорит: «Проклят всякий, который надеется на человека и опорою своею делает плоть». Думаю, комментарии излишни.

Итак, Дух Божий заинтересован в том, чтобы изменить наше природное состояние. А изменять, поверьте, дорогие, есть что. И поэтому в нашу жизнь приходят различные переливатели, различные трудности, проблемы. Иногда мы встречаемся с человеком, который, как нам кажется, труден для нас. И удивляемся: почему это он так безжалостно «стрижет» нас? Знаете, как по живому резанет каким-то словом, и мы говорим: «Ты какой-то неправильный». А Бог ему позволил это сделать. Бог, который заботится о вашем и моем духовном состоянии, позволил ему придти в нашу жизнь и что-то произвести, для того чтобы избавиться хоть на несколько мгновений от недоброго вкуса и запаха.

Мы иногда просто так расточаем наши трудности и страдания, которые происходят в нашей жизни, забывая о том, что они пришли не просто так, а под Божьим контролем. Это могут быть болезни, трудные отношения супругов, а иногда — проблемы с детьми. Это не значит, что Бог желает, чтобы проблемы сохранились на многие-многие годы. Нет. Но они пришли, и они заставляют нас задуматься, сделать некоторую переоценку нашей жизни, для того чтобы увидеть то, чему желает Дух Божий нас научить. Это могут быть финансовые трудности, проблемы с жильем, да что угодно. Когда все это находится под Божьим контролем, Бог, заботящийся о нас, хочет освободить нас от естественного запаха в духовном мире — запаха гордыни, надменности человеческой, пошлости, сварливого языка, ропщущего сердца. Все это издает свой определенный неприятный запах.

Итак, первое, что Он делает, — Он нас освобождает от этого запаха. Страдания, трудности, проблемы призваны что-то обрезать от нас, разбить какие-то лживые надежды в нашей жизни, чтобы наконец-то мы сказали: «Господи, мне остается держаться только за Тебя и ни за кого другого, потому что все остальное — это суета и, в конечном итоге, ложь».

Но если от нас выветривается старый запах, это же не значит, что автоматически мы приобретаем новый. Двадцать минут назад я дурно пах, а сейчас от меня благоухает. Люди добрые, идите ко мне. Чудо просто так, автоматически, не происходит. Есть негативная сторона, когда Бог что-то обрезает от нас, и есть положительная сторона, которую должен сделать я, для того чтобы стремиться к переживанию нового вкуса и запаха.

Если грудной ребенок питается молоком матери, чем он будет пахнуть? Если я наелся чеснока, буду я пахнуть чесноком? Евреи, которые вышли из земли Египетской, очень долго кушали в Египте сладкий чеснок и лук репчатый. О, как должна была зажимать нос пустыня, принимая несколько миллионов израильтян. Бог предусмотрел им избавление – манну небесную! Но однажды они возроптали: «Опротивела нам эта пища небесная. Все манна и манна, а мы мяса хотим. Моисей, зачем ты вывел нас из Египта, там были котлы с мясом, мы лук репчатый ели, там чеснок у нас был…» Ответ Господа суров, но справедлив: «Вы не войдете в землю обетованную. Дети ваши только туда войдут». Можно предположить такой вариант ответа: «Вы не можете войти, вы дурно пахнете. В обетованной земле все так хорошо, нельзя вас туда пускать. Вы же с ног до головы провоняли запахом Египта, запахом пошлости и грязи человеческой. Нет, нельзя вас пускать в обетованную землю». И так они и умерли в пустыне. Но пустыня — это такое место, что все стерпит…

Господь предлагает нам, нашему сердцу,— «Питайся Мною!» Шестая глава Евангелия от Иоанна говорит нам простые слова: «Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною». Оказывается, нам предлагается удивительная возможность питаться Иисусом Христом. Если мы хотим приобрести благоухание Христово, другого пути для приобретения этого благоухания просто нет! Он для нас выражен в этом прекрасном Слове — Библии. Мы можем впитывать в себя Его запах, когда общаемся с Ним.

К примеру, если я вошел в комнату, где очень густо кто-то надушился дорогостоящими духами, и я минут двадцать там побыл, унесу ли я с собой этот запах? Да, конечно. Может быть не на очень продолжительный промежуток времени, но я тоже буду пахнуть. Если мы общаемся с Господом, во время молитвы, чтения, библейского собрания, мы впитываем в себя Его вкус и впитываем в себя Его благоухание. О, слава Ему за эту возможность!

Это позитивная сторона нашей жизни. Если, конечно, я этого не хочу или активным образом пытаюсь оградиться от той возможности, которую предоставляет мне Господь, конечно, я не смогу напитаться этим вкусом и запахом. Когда мы размышляем над Божьим Словом, когда открываем наше сердце, для того чтобы свидетельствовать другим людям о спасающей Божьей любви и силе, Его благодати, которая освобождает от грехов и пороков, тогда мы общаемся с Господом. Это время, когда согласно закону сообщающихся сосудов что-то от большего перетекает к меньшему: от Бога — ко мне. Я впитываю в себя Его вкус, Его благодать и силу, впитываю в себя Его благоухание. Поэтому апостол Павел говорит, что сами по себе люди к этому не способны, способны только тогда, когда Бог дарует им эту способность. А Он дарует ее нам, друзья.

Мы, к сожалению, не всегда готовы ее принять. Поэтому Господь предлагает нам в нашей жизни два надежных пути. Первый путь характерен обрезанием от нас всего старого и присутствием в нашей жизни различных «переливателей», разбивающих кувшины наших ложных надежд.

Господь говорит: «До тех пор пока сосуд твоей жизни будет запечатан, само по себе из твоей жизни ничего не уйдет. Тебя необходимо хорошенько потрясти, чтобы пребыло непоколебимое!»

Второй путь предполагает необходимость питаться тем, что привнесет в нашу жизнь настоящий вкус и настоящий запах. Чтобы потом с человеком было приятно находиться, зная, что его уста, сердце и разум никогда не произведут какого-то порока, не допустят пошлого слова. Этот человек движется по пути Божьего изменения, пути преобразования в образ Господа Иисуса Христа.

Поэтому в нашу жизнь приходит много разных страданий. Иногда мы удивляемся: вот, был в «миру» — было всего лишь две проблемы: муж пил и сосед дебоширил. Пришел к Христу — еще пять добавилось. Это не значит, что Бог не избавляет, но это значит, что Он взял под контроль нашу жизнь. Это значит, что Он начал нас хорошенько трясти, чтобы то, что «мирно» дремало в нас многие годы, было явлено, распознано и осуждено. Чтобы тогда, когда сосед увидит от нас любовь Божью, он однажды пришел и сказал: «Слушай, что с тобою произошло, куда ты ходишь? Я тоже хочу быть таким. Я уже так устал от нашей «холодной войны». Помоги мне найти тот путь, мы тоже хотим найти”.

Потому что от человека стало по-другому пахнуть. Это невозможно не заметить. Если мы всегда пахли пóтом, но потом в какой-то момент вдруг от нас начало двигаться благоухание, я думаю, что только невоспитанный человек этого не заметит. Все остальные попытаются это как-то отметить. В духовном мире действует такой же закон — только с бóльшими полномочиями, с бóльшей силой и властью. Поэтому Дух Божий желает изменить нас до такой степени, чтобы мы стали Христовым благоуханием для людей. И к нам тогда неизбежно потянутся люди. Может быть, они придут со своими бедами и проблемами, чтобы в общении с нами приобрести, пусть на короткое время, этот запах приятности и радоваться этому. Чтобы в результате они тянулись к Господу, устремляясь вперед к Его благодати, Его силе и авторитету.

Бог желает для нас нечто лучшего, друзья. Поэтому в нашу жизнь приходят те или иные трудности. Он желает, чтобы мы были свободны от запаха этого мира. Ибо христианская жизнь — это не смешение святого и не святого.

Мы продолжаем жить в этом мире, который, с одной стороны ищет опорочить нас, а с другой — ожидает через нас избавления. Он ожидает настоящей христианской жизни, торжества Иисуса Христа в нашей жизни. Мир, окружающий нас, ожидает не зловония, и без нас задыхается в дыму человеческой пошлости и грязи. Он нуждается в запахе любви, который может течь от нас вниманием, вежливостью и почтительностью. Мир в лице многих погибающих людей нуждается в нежности и теплоте со стороны наших сердец. Да дарует нам Господь явить Христа этому миру в небесной красоте и силе!